Свадебные традиции наших бабушек

Свадебные традиции наших бабушек

Ольга Вассанова.

Дорогие читатели, сегодня я хочу поговорить с Вами о свадебной церемонии. Всем нам детально известны современные свадебные традиции. Выкуп, автомобильный кортеж, посещение парка и роддома, банкет, веселые конкурсы и так далее. Вы никогда не задумывались, почему при заключении брака мы четко совершаем тот или иной порядок действий? Для того, чтобы прояснить данный вопрос, мы с Вами возвратимся на полвека ( а то и больше) назад и узнаем, каким образом выходили замуж или женились наши бабушки и дедушки в республике Марий Эл. Добро пожаловать в свадебное прошлое!


ДО СВАДЬБЫ

В прошлом авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у людей подозрение. Только причины считались уважительными для отказа от вступления в брак: болезнь или желание уйти в монастырь. Запрещалось жениться родственникам до шестого колена, то есть троюродным брату и сестре. Браки заключались в определённую пору года. Самыми популярными были осенние и зимние месяцы. Никогда не играли свадьбы во время постов, исключались масленичная неделя и месяц май

  1. Сватовство.

Жених вместе со старшими мужчинами запрягали лошадей и ехали к избраннице. В Юринском районе сваты стучали в дверь, кричали: «Посветите!» Хозяева встречали сватов, светили лампой.

Сваты могли сказать: «У вас товар – у нас купец!», «У нас петушок, а у вас курочка. Надо свести их в один оклев» О свадьбе обычно договаривались родители, но молодые, если их не устраивал выбор родителей, могли отказаться. В Сернурском районе, если жениху нравилась невеста, он должен был выпить три чашки чая. А если невеста не произвела должного впечатления, жених выпивал один стакан чаСвадебные традиции наших бабушекя и опрокидывал его.

  1. «Смотры хозяйство жениха»

Родственники невесты узнавали сколько человек в семье жениха, сколько у них голов скота, построек. Семья невесты должна была убедиться, что жених сможет обеспечить невесте хорошую жизнь.

  1. «Прощание с красотой (девичеством)»

Самым важным в предсвадебной неделе был обряд «прощания с красотой» (девичеством). Устраивался девичник, на который приезжал жених со своим окружением. Он предлагал подарки невесте, а она долго отказывалась, прежде чем принять их. В Юринском районе друзья жениха приезжали и выкупали ленты, заплетённые в косу невесты. В Мари-Турекском районе жених угощал подружек невесты орешками, конфетами, пряниками, пирогами. В Юринском районе РМЭ жених ходил к невесте в течение всей недели и мог оставаться в её доме продолжительное время, он уже считался настоящим зятем.

 

ДЕНЬ СВАДЬБЫ

В день свадьбы жениха величали «князем» независимо от его социального происхождения. Утром свадебного дня ему меняли причёску. Обычно этим занималась его сестра.

  1. Свадебный поезд.

В Юринском районе РМЭ в состав свадебного поезда  входило от пяти до одиннадцати телег или саней в зависимости от времени года. Коней украшали лентами, бумажными цветами. В Куженерском районе у лошадей были колокольчики по всему хомуту. В состав поезда также обычно входил человек, знающий заговоры, и знахарь. Считалось большой трагедией встреча двух свадебных поездов. Поэтому родственники жениха заранее узнавали, не справляет ли кто-нибудь свадьбу поблизости и обговаривали маршрут. На пути поезда родственники невесты устраивали различные преграды. В Юринском районе протягивали через дорогу верёвки, сваливали брёвна. Жених откупался вином, конфетами, орехами. В Мари-Турекском районе выставляли тазы с водой.

  1. «Вывод невесты пред столы»

В Сернурском районе РМЭ в это время всех присутствующих угощали вином, и невесту выводил сам жених. В Юринском районе РМЭ жених должен был торговаться с братом невесты за её косу. Если выкуп недостаточен, то брат грозился отрезать косу. Жених старался наступить на ногу невесте, чтобы быть главным в доме.Свадебные традиции наших бабушек

  1. «Отъезд в церковь»

В церковь жених ехал отдельно от невесты. Он брал с собой новую, вышитую невестой рубаху, переодевался в особой комнате в церкви. В Юринском районе РМЭ по приезде свадебного поезда жених должен был взять на руки невесту с саней или телеги.

  1. «Большой пир»

После венчания молодые ехали в дом жениха. Пир длился несколько часов. Молодых величают «князь молодой со княгинею молодой».

  1. «Проводы на опочив»

В конце свадебного пира молодых провожали «на опочив». Чаще это было холодное помещение, например, амбар. В Мари-Турекском районе известны случаи проводов молодых в подполье. В Юринском районе жених и невеста спали на тюфяке, который за три дня до свадьбы набивал соломой жених.

ПОСЛЕ СВАДЬБЫ

  1. «Бужение молодых»

Утро послесвадебного цикла начиналось с бужения молодых. Будили со страшным шумом. В Юринском районе жениха спрашивали: «Лёд ломал или в полынью попал?» и в  зависимости от того, какие действия совершал жених, угадывали ответ. Если он «в полынью попал», то отодвигал поднесённый стакан с вином, погружал ложку в середину яичницы, потом всё перемешивал и бросал гостям, а те молча съедали. Если жених «лёд ломал», то он бил посуду, а на платье невесты привязывали красные ленточки. Также проверяли «честность» невесты надкусыванием блина. Если девушка «честная», жених надкусывал блин с середины, а если нет – с краю.

  1. Испытание молодых.

После бужения проводились испытания молодых. В Мари-Турекском районе жених вместе с невестой распиливал дрова, причём пилу выбирали самую тупую или с двумя зубьями. 

  1. «Третий день»

Обычно на третий день молодые отправлялись к тёще. В числе обязательных угощений подавалась яичница. Гости кричали жениху: «Ешь один, женой ни с кем не делись!» Жених старался съесть до конца, чашку разбивал об пол.